МИНИСТЕРСТВО ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ от 27 апреля 1993 г. N ЦТ-ЦУО-175


                   МИНИСТЕРСТВО ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ
                       РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
__________________________________________________________________
27 апреля 1993 г.                                     N ЦТ-ЦУО-175


            ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ЛОКОМОТИВНОГО ХОЗЯЙСТВА
                УПРАВЛЕНИЕ ВОЕНИЗИРОВАННОЙ ОХРАНЫ

                                                        УТВЕРЖДАЮ:
                              Заместитель министра путей сообщения
                                                   А.Н.Кондратенко

                            ИНСТРУКЦИЯ

               ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
         НА ЛОКОМОТИВАХ И МОТОРВАГОННОМ ПОДВИЖНОМ СОСТАВЕ

       (В ред. Указания МПС России от 04.10.2001 N Е-1672у)

                        1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

    1.1. Настоящая  инструкция  устанавливает основные положения и
требования  пожарной  безопасности  находящихся   в   эксплуатации
локомотивов  и  моторвагонного подвижного состава железнодорожного
транспорта Российской Федерации.
    Инструкция является    обязательной    для   всех   работников
железнодорожного транспорта,  связанных с эксплуатацией и ремонтом
локомотивов и моторвагонного подвижного состава.
    Вся вновь издаваемая эксплуатационная и ремонтная документация
в  части  пожарной профилактики и использования существующих видов
пожарной техники на локомотивах и моторвагонном подвижном  составе
должна строго соответствовать настоящей Инструкции. При разработке
и  внедрении  новых   видов   пожарной   техники   ее   применение
осуществляется   по   технической  документации  разработчиков  до
внесения в настоящую Инструкцию.
    1.2. Ответственность  за пожарную безопасность эксплуатируемых
локомотивов и моторвагонного подвижного состава несут:
    машинисты -   за   принятые  ими  локомотивы  и  моторвагонный
подвижной состав;
    начальники депо  -  за  локомотивы  и  моторвагонный подвижной
состав, приписанные к депо;
    начальники дорог  и  начальники отделений дорог - за состояние
локомотивов и  моторвагонного  подвижного  состава  соответственно
дороги и отделения дороги;
    главные инженеры  ремонтных  заводов   -   за   локомотивы   и
моторвагонный подвижной состав, находящийся в ремонте.
    1.3. На основе настоящей инструкции,  с учетом  конструктивных
особенностей  эксплуатируемых  в депо локомотивов,  моторвагонного
подвижного состава и применяемых  на  них  средств  пожаротушения,
разрабатываются  конкретные  инструкции  для  каждого типа (серии)
локомотива,    моторвагонного    подвижного    состава,    которые
согласовываются   со   службой   ведомственной     охраны  дороги,
утверждаются  начальником   службы   локомотивного   хозяйства   и
вывешиваются  в  депо  в  установленных  для  этого видных местах.
Ответственность за  их  выполнение  несут  начальники  депо  и  их
заместители. (В ред. Указания МПС России от 04.10.2001 N Е-1672у)

    1.4. Требования  настоящей  инструкции  должны учитываться при
разработке   правил   технического   обслуживания,   текущего    и
капитальных   ремонтов   для   каждого  конкретного  типа  (серии)
локомотива и моторвагонного подвижного состава.
    1.5. Начальники  депо  и директора ремонтных заводов на основе
анализа  предыдущей  работы  и  имевших  место  пожаров   ежегодно
разрабатывают  и  осуществляют  мероприятия  по  снижению пожарной
опасности локомотивов и моторвагонного подвижного состава, а также
назначают      приказами      ответственных      за     проведение
пожарно-профилактических  мероприятий,  предусмотренных  настоящей
инструкцией,  при технических обслуживаниях и ремонтах локомотивов
и моторвагонного подвижного состава.
    1.6. Начальники  депо разрабатывают и согласовывают со службой
ведомственной   охраны  дороги  программы  обучения  машинистов  и
помощников машинистов, которые должны охватывать:
    основные пожароопасные узлы и причины возникновения пожаров на
локомотивах и моторвагонном подвижном составе;
    правила пожарной безопасности на локомотивах  и  моторвагонном
подвижном составе;
    обязанности локомотивной бригады при приемке,  эксплуатации  и
сдаче  локомотивов  или  моторвагонного подвижного состава в части
пожарной безопасности;
    меры и технические средства по предотвращению и своевременному
обнаружению пожара;
    действия при возникновении пожара, методы и приемы его тушения;
    устройство средств пожаротушения и пожарной сигнализации.

    1.7. Начальники    депо    и   директора   ремонтных   заводов
разрабатывают и согласовывают со  службой  ведомственной    охраны
дороги   программы   обучения  рабочих  и  служащих,  связанных  с
техническим обслуживанием и ремонтом локомотивов и  моторвагонного
подвижного состава, которые должны содержать;
    основные пожароопасные узлы и причины возникновения пожаров на
локомотивах и моторвагонном подвижном составе;
    требования правил  пожарной  безопасности  на  локомотивах   и
моторвагонном  подвижном  составе  при  производстве  технического
обслуживания и ремонта;
    устройство средств   пожаротушения  и  пожарной  сигнализации,
методы их ремонта  и  меры  безопасности  при  их  обслуживании  и
ремонте;
    действия при возникновении пожара, методы и приемы его тушения.

    1.8. Программы обучения  должны  быть  разработаны  на  основе
конкретных  материалов,  относящихся  к фактически эксплуатируемым
или ремонтируемым локомотивам и моторвагонному подвижному  составу
в данном депо или заводе.
    Для раскрытия  тем,   предусмотренных   программой   обучения,
следует  использовать  натурные образцы,  учебные модели и макеты,
схемы,  плакаты,  планшеты  с  рисунками,  фотографии,   а   также
технические средства обучения (эпидиаскопы, диапроекторы и др.).
    1.9. Начальники  депо  и  директора   ремонтных   заводов   по
согласованию  со  службой  ведомственной    охраны  дороги  своими
приказами должны установить:
    а) порядок  и  сроки занятий по программе пожарно-технического
минимума;
    б) порядок   направления   вновь  принимаемых  на  работу  для
прохождения учебы по утвержденной программе;
    в) перечень работников,  связанных с техническим обслуживанием
и  ремонтом  локомотивов  и  моторвагонного  подвижного   состава,
которые   должны   проходить   обучение.   Машинисты  и  помощники
машинистов проходят  обучение  все  без  исключения.  Машинисты  и
помощники  машинистов  моторвагонного подвижного состава,  ранее в
отопительный сезон не работавшие,  должны пройти обучение  до  его
начала;
    г) место обучения по программе пожарно-технического минимума;
    д) перечень должностных лиц, на которых возлагается проведение
занятий. (В ред. Указания МПС России от 04.10.2001 N Е-1672у)

    1.10. По окончании изучения пожарной безопасности  локомотивов
и  моторвагонного  подвижного  состава  у  машинистов и помощников
машинистов, а также у работников, связанных с ремонтом локомотивов
и моторвагонного подвижного состава, должны быть приняты зачеты.
    Результаты зачетов оформляют протоколом  (актом).  Не  сдавшие
зачетов, к работе не допускаются.
    1.11. Контроль  за  своевременностью  и  качеством  проведения
занятий  по  пожарной  безопасности  локомотивов  и моторвагонного
подвижного состава   возлагается   на  руководящий  состав  службы
ведомтсвенной   охраны дороги,  а учет охваченных учебой - на лиц,
назначаемых начальниками депо и директорами ремонтных заводов.
    В ред. Указания МПС России от 04.10.2001 N Е-1672у

    1.12. Периодичность проведения занятий с последующим принятием
зачетов  в  локомотивных  депо  с   локомотивными   и   ремонтными
бригадами,  а также с другими работниками, связанными с ремонтом и
обслуживанием локомотивов и моторвагонного подвижного состава,  по
вопросам пожарной защиты и действиям при возникновении пожара - не
реже двух раз в год.

                    2. СОДЕРЖАНИЕ ЛОКОМОТИВОВ
               И МОТОРВАГОННОГО ПОДВИЖНОГО СОСТАВА

    2.1. Правила пожарной безопасности.
    2.1.1. В    кабинах    машинистов,    дизельных    помещениях,
высоковольтных  камерах,  аппаратных  камерах  и  других служебных
помещениях  локомотивов  и   моторвагонного   подвижного   состава
запрещается  хранить  и провозить посторонние предметы.  Служебные
помещения и  все  узлы  локомотивов  и  моторвагонного  подвижного
состава должны постоянно содержаться в чистоте.
    В кабинах машинистов  должны  быть  установлены  и  закреплены
пепельницы   в   местах,   удобных   для   обслуживающей  бригады.
Выбрасывать в окна незатушенные окурки и спички запрещается.
    2.1.2. Смазочные   материалы   должны   находиться   только  в
металлических  емкостях  (бидонах,  масленках  и  т.д.)  с  узкими
горловинами и плотно закрывающимися крышками,  а обтирочные концы,
как чистые,  так и загрязненные - в металлических ящиках, ведрах с
крышками.  Хранение  смазочных и обтирочных материалов допускается
только в строго определенных  местах  служебных  отделений  или  в
специальных подкузовных ящиках.
    2.1.3. Все  защитные  устройства  электрооборудования   должны
находиться в полной исправности.
    Сечения токонесущих кабелей, проводов к ним, а также устройств
заземления должны соответствовать требованиям чертежей.
    Входы кабелей,   силовых   и    низковольтных    проводов    и
электрических  аппаратов,  клеммовые  рейки,  переходные коробки и
выходы  из  них  должны  выполняться  с   применением   переходных
уплотнителей  и  втулок  в  соответствии с требованиями чертежей и
правилами ремонта.
    Места электрических соединений должны иметь надежные контакты.
Расстояние между токонесущими и заземленными частями должно быть в
пределах, установленных чертежами соответствующего оборудования.
    2.1.4. При  обесточивании  по  каким-либо  причинам  отдельных
участков  электрической  цепи,  электрические  провода должны быть
отсоединены от клемм с обеих сторон.  Отсоединенные концы  следует
тщательно изолировать и подвязать для исключения соприкосновений с
электрическими контактами и подвижными деталями.
    2.1.5. Электрические   провода   и  отдельные  детали  и  узлы
электрического оборудования,  расположенные  в  местах  возможного
воздействия   на  них  масла  или  топлива,  должны  быть  покрыты
маслостойкими красками или надежно защищены кондуитами, кожухами и
т.п.
    2.1.6. Не  допускается  применять  нетиповую аппаратуру защиты
или несоответствующую данной цепи по току срабатывания.
    2.1.7. Эксплуатировать электрооборудование без дугогасительных
камер,  с нарушенной изоляцией электропроводки,  не  закрепленными
контактами,  соединять  электрические провода между собой холодной
скруткой,  включать или  отключать  контакты  реле  принудительным
способом запрещается.
    2.1.8. Установленные электропечи должны быть только  закрытого
исполнения, с исправными кожухами, надежно укреплены и изолированы
от примыкающих конструкций, изготовленных из горючих материалов.
    В дизель- и электропоездах внутренние части тамбурных шкафов с
электрооборудованием,   камеры   электрокалориферов    и    каналы
калориферного  отопления  на  длине  1,5  м  от  камер должны быть
надежно изолированы от примыкающих конструкций,  изготовленных  из
горючих материалов.
    2.1.9. Следует обращать особое внимание на  то,  чтобы  кожухи
электропечей  и  места  подвода  к ним электрических проводов были
очищены от посторонних предметов и мусора.
    2.1.10. Электропечи, электрокалориферы, вентиляционные каналы,
надпотолочные пространства тамбуров,  шкафы с электроаппаратами  и
тому  подобное  оборудование  должны  систематически  очищаться от
пыли,  горючих  материалов  и  мусора.  Конкретные  сроки  очистки
устанавливаются  в  каждом  депо  в зависимости от типа локомотива
(моторвагонного подвижного состава) и условий эксплуатации.
    2.1.11. Для   изготовления  гибких  соединений  вентиляционных
каналов  тяговых  электродвигателей  и  других  систем,  а   также
защитных  рукавов  силовых кабелей следует применять негорючий или
трудногорючий  материал,  сохраняющий  свои  свойства  в  процессе
эксплуатации.
    2.1.12. Запрещается  загромождать  проходы  и выходы в вагонах
моторвагонного подвижного состава.  Провозить  в  вагонах  опасные
грузы (легковоспламеняющиеся жидкости, газы, взрывчатые и ядовитые
вещества  и  т.п.)  запрещается.  В  салонах  вагонов  разрешается
провозить бытовые газовые баллоны вместимостью не более 5 л.
    2.1.13. Подтекание  масла  или  топлива  в  трубопроводах,  на
дизелях, компрессорах, редукторах и других узлах не допускается.
    2.1.14. Очистка  от  нефтепродуктов  крыш,  пространства   под
половицами   дизельного  помещения,  поддонов  и  других  емкостей
специально  предназначенных  для  сбора  нефтепродуктов,   очистка
глушителей   и   искрогасителей  от  нагара,  проверка  и  очистка
дренажных труб  тепловозов,  дизель-поездов  и  автомотрис  должны
производиться  согласно требованиям соответствующих правил ремонта
и технического обслуживания.
    2.1.15. Наполнение топливных баков тепловозов,  дизель-поездов
и автомотрис должно производиться  ниже  верхнего  его  уровня  не
менее  чем на 50 мм,  имея в виду свойство топлива расширяться при
повышении  температуры   наружного   воздуха   и   при   включении
топливоподогревательных устройств.  Заправочный пистолет отводится
от горловины  бака  только  после  полного  прекращения  вытекания
топлива.
    Заправочный пистолет должен иметь устройства для наворачивания
на горловину бака,  снятия статического электричества  и  быстрого
отключения подачи топлива.
    После набора топлива пробки баков должны быть плотно  закрыты.
Курить при заправке топливных баков запрещается.
    2.1.16. На тепловозах,  в машинных отделениях дизель-поездов и
автомотрис, кроме того, запрещается:
    а) пользоваться для освещения и других  целей  открытым  огнем
(факелами, свечами, паяльными лампами и т.п.);
    б) курить  в  дизельном  помещении  и  вблизи   аккумуляторных
батарей;
    в) сушить спецодежду и другие горючие  материалы  на  дизелях,
электродвигателях,   генераторах,   выхлопных   трубах   и  других
пожароопасных местах;
    г) оставлять открытыми индикаторные краны дизелей;
    д) промывать бензином и керосином кузов и агрегаты.
    2.1.17. У   тепловозов,   дизель-поездов   и  автомотрис,  где
конструкцией  выпускной  системы  дизеля  предусмотрена  установка
искрогасительных  устройств,  последние  должны  быть исправны,  а
сетки  не   иметь   прогаров.   В   установленные   сроки   должна
производиться  их очистка от несгоревших частиц и нагара,  а также
регулирование обеспечивающих эжекцию  и  зазоров,  которые  должны
соответствовать чертежам.
    2.1.18. Паровозы,  работающие на твердом топливе,  должны быть
оборудованы искрогасительными устройствами и резиновым шлангом для
смачивания угля.  Наличие в искрогасительных устройствах зазоров в
местах  соединений отбойных и других листов между собой,  в местах
крепления сетки, возле конуса, парорабочих труб и т.д. более 2 мм,
а также сеток с размерами ячеек,  не соответствующими чертежам, не
допускается.
    Чистка топок  с  выбрасыванием  шлака  при движении поезда и в
неустановленных местах запрещается.
    2.1.19. Паровозы,  работающие  на жидком топливе,  оборудуются
запорными  приспособлениями  возле  нефтяного  бака  и   форсунки.
Подтекание топлива из форсунки при закрытых кранах не допускается.
    2.1.20. На паровозах запрещается:
    а) захламлять  будку  машиниста и тендер обтирочными и другими
горючими материалами;
    б) применять  открытый огонь при заправке и осмотре топливного
бака;
    в) оставлять  открытыми люки топливного бака и не очищенные от
сажи и изгари дымовые коробки;
    г) работать с неисправными баками и запорными приспособлениями;
    д) завышать   установленную   лабораторией   депо   предельную
температуру подогрева топлива;
    е) оставлять неубранным пролитое топливо;
    ж) нарушать  порядок  операций по пуску или прекращению работы
форсунки и инструкцию по нефтяному отоплению паровозов.
    2.1.21. Запрещается эксплуатировать локомотивы и моторвагонный
подвижной состав:
    а) с нарушением требований настоящего подраздела (2.1);
    б) с  неисправностями  перечисленными   в   п.   12.4   Правил
технической  эксплуатации  и  записанными  в  журнале технического
состояния локомотива (форма ТУ-152);
    в) с   неполным   комплектом   или   неисправными   средствами
пожаротушения и пожарной сигнализации.
    2.1.22. Установка  печей  для  обогрева помещений проводников,
сопровождающих  локомотивы  и  моторвагонный   подвижной   состав,
пересылаемый   в   недействующем  состоянии,  с  отступлениями  от
утвержденной конструкторской документации запрещается.

             2.2. Оснащение средствами пожаротушения
                     и пожарной сигнализации

    2.2.1. Локомотивы    и    моторвагонный    подвижной    состав
обеспечиваются огнетушителями,  пожарным инвентарем, оборудованием
и   ручным   инструментом  в  соответствии  с  таблицей  настоящей
инструкции.
    2.2.2. Тепловозы с кузовом  вагонного  типа,  моторные  вагоны
дизель-поездов и автомотрис,  кроме того,  оборудуются установками
пожаротушения  в  соответствии  с  конструкторскими   документами,
утвержденными  в  установленном  порядке,  Если в силу объективных
причин установка пожаротушения на них отсутствует,  неисправна или
не   заряжена  огнетушащим  веществом,  в  исключительных  случаях
допускается  временная  эксплуатация  по   разрешению   начальника
отделения дороги,  выдаваемому для каждого конкретного случая. При
этом  дополнительно  к   огнетушителям,   указанным   в   таблице,
магистральные   тепловозы   с   кузовом   вагонного   типа  должны
укомплектовываться порошковым или СО2 - огнетушителем вместимостью
не  менее  5 л,  а дизель-поезда и автомотрисы - двумя порошковыми
или СО2 - огнетушителями вместимостью не менее 5 л каждый.
    2.2.3. Магистральные   тепловозы,   используемые   в  грузовом
движении и обслуживаемые одним машинистом, должны быть оборудованы
установкой  пожаротушения  с  автоматическим  режимом работы (пуск
установки и процесс пожаротушения без участия человека).
    2.2.4. Вагоны   моторвагонного   подвижного   состава,  салоны
которых переоборудуются для просмотра видеопрограмм (видеосалоны),
оснащаются      дополнительными      средствами     пожаротушения.
Дополнительные  средства  пожаротушения  и  их  размещение  должны
соответствовать конструкторским документам и техническим условиям,
специально  разработанными  для  переделки  вагона  данного   типа
дизель-поезда  или  электропоезда  и утвержденными в установленном
порядке.
    2.2.5. Тепловозы,  работающие на сжиженном и сжатом  природном
газе,  обеспечиваются  средствами  пожаротушения  в соответствии с
требованиями технических условий на данный тепловоз.
    2.2.6. Паровозы,  подаваемые  под  поезда  с разрядным грузом,
дополнительно к средствам пожаротушения,  приведенным  в  таблице,
оснащаются двумя огнетушителями:  пенными вместимостью по 10 л или
порошковыми вместимостью не менее 5 л каждый.
    2.2.7. Основные    типы   огнетушителей,   рекомендуемых   для
укомплектования локомотивов и моторвагонного подвижного состава, и
их  тактико-технические  характеристики  приведены  в приложении 1
<*>.
    Укомплектование должно    производиться    только    полностью
заряженными и опломбированными огнетушителями, снабженными бирками
с  указаниями  даты  (месяц  и  год)  зарядки  и  даты   очередной
перезарядки,    контроля   и   технического   освидетельствования,
зависящие  от  типа  огнетушителя.   Допускается   укомплектование
огнетушителями,  у  которых  вместо  бирки  ее содержание нанесено
штемпельной  краской  на  корпусе  со   стороны,   противоположной
насадке.
    2.2.8. На электровозах,  электропоездах, а также на паровозах,
работающих на жидком топливе, пожарные ведра должны быть наполнены
сухим песком.
    2.2.9. На  дизель-поездах  огнетушители  и  ведра  разрешаются
равномерно по всем служебным помещениям моторных вагонов.
    2.2.10. На электропоездах огнетушители  и  пожарный  инвентарь
размещаются  поровну  в  служебных помещениях головных вагонов,  а
пожарный инструмент - в подвагонных ящиках.
    2.2.11. На трехвагонных электросекциях огнетушители и пожарный
инвентарь  размещаются в служебных помещениях моторного вагона,  а
пожарный ручной инструмент - в подвагонных ящиках.
    2.2.12. Электровозы,  тепловозы с  кузовом  вагонного  типа  и
машинные  отделения  моторных  вагонов дизель-поездов и автомотрис
оборудуются  автоматической  пожарной  сигнализацией,   а   салоны
дизель-поездов  и  электропоездов  -  системой  "Сигнал"  связи  с
машинистом.
    2.2.13. Локомотивы   и   моторвагонный   подвижной   состав  в
соответствии с указаниями МПС  должны  проходить  модернизацию  по
оборудованию  установками  пожаротушения и средствами оповещения о
пожаре   или   замене   существующих   более    совершенными    по
конструкторской   документации,   утвержденной   в   установленном
порядке.
    2.2.14. В  кабинах  машинистов  локомотивов  и  моторвагонного
подвижного состава на видном месте должны быть установлены памятки
с необходимыми сведениями  о  действиях  при  пожаре  и  правилами
применения установок пожаротушения.

             3. ПОЖАРНАЯ ПРОФИЛАКТИКА НА ЛОКОМОТИВАХ
                И МОТОРВАГОННОМ ПОДВИЖНОМ СОСТАВЕ

    3.1. Пожарная    профилактика    осуществляется    посредством
комплекса организационных и технических мероприятий,  направленных
на предотвращение пожаров на локомотивах и моторвагонном подвижном
составе, ограничение его распространения, а также создание условий
для успешного тушения пожара.
    3.2. Основным   средством  обеспечения  пожарной  безопасности
локомотивов   и   моторвагонного   подвижного   состава   является
выполнение  в  установленные  сроки,  в  полном объеме и с высоким
качеством         работ,         предусмотренных          системой
планово-предупредительного технического обслуживания и ремонта,  а
также инструкций, разработанных и утвержденных в соответствии с п.
1.3 настоящей инструкции.
    3.3. Объем   работ,   производимых   в  депо  при  технических
обслуживаниях  и   ремонтах,   а   также   техническое   состояние
локомотивов   и   моторвагонного   подвижного   состава   в  части
обеспечения  их  пожарной  безопасности,  должны   соответствовать
требованиям,   установленным   МПС  для  данного  типа  локомотива
(моторвагонного подвижного состава).
    Дополнительно к   плановым   работам   при   текущих  ремонтах
производится частичная модернизация локомотивов  и  моторвагонного
подвижного   состава   с  целью  повышения  пожарной  безопасности
отдельных  узлов,  деталей  и   агрегатов.   Модернизация   должна
производиться  на  основании  указаний МПС по утвержденной рабочей
конструкторской документации.
    3.4. Объем работ при капитальных ремонтах, а также техническое
состояние локомотивов и моторвагонного подвижного состава в  части
обеспечения   их   пожарной  безопасности  должны  соответствовать
требованиям,  установленным  МПС  для  данного   типа   локомотива
(моторвагонного подвижного состава).  Кроме того,  при капитальных
ремонтах  должна  производиться  модернизация  в  соответствии   с
указаниями МПС.  Запрещается выпуск в эксплуатацию из капитального
ремонта  локомотивов  и  моторвагонного  подвижного  состава,   на
которых    не   произведена,   предусмотренная   указаниями   МПС,
модернизация  установок  пожаротушения  или  другая  модернизация,
направленная на повышение пожарной безопасности.
    3.5. Содержание   и    ремонт    средств    пожаротушения    и
автоматической   пожарной   сигнализации   должны  соответствовать
требованиям приложения 3 к настоящей инструкции.
    Содержание и  ремонт  установок пожаротушения и автоматической
пожарной  сигнализации  локомотивов  и  моторвагонного  подвижного
состава  в  период  гарантийного  срока эксплуатации,  кроме того,
должны    производиться    в    соответствии    с     инструкциями
заводов-изготовителей, утвержденными в установленном порядке.
    Изготовление, содержание,  ремонт и  эксплуатация  резервуаров
установок   пожаротушения   должны,  кроме  того,  соответствовать
требованиям  Правил  надзора  за  паровыми  котлами  и  воздушными
резервуарами подвижного состава железных дорог МПС.
    3.6. Запрещается  выпуск  в   эксплуатацию   из   всех   видов
технического  обслуживания  и ремонта локомотивов и моторвагонного
подвижного  состава,  не   имеющих   полного   комплекта   средств
пожаротушения по нормам п.2.2 настоящей инструкции, с неисправными
или незаряженными установками пожаротушения, а также с неисправной
пожарной сигнализацией.
    3.7. Запрещается отправка в капитальный ремонт  на  завод  или
пересылка на другие дороги локомотивов и моторвагонного подвижного
состава,  не имеющих полного комплекта  средств  пожаротушения  по
нормам п. 2.2 настоящей инструкции.
    При пересылке локомотивов и моторвагонного подвижного  состава
в  недействующем  состоянии  водный  раствор  пенообразователя  из
резервуаров установок  пенного  пожаротушения  должен  быть  слит,
трубопровод продут,  а огнетушители и другое пожарное оборудование
должно находиться в помещениях для проводников.
    3.8. После прохождения локомотивом или моторвагонным подвижным
составом технического обслуживания  ТО-3  и  всех  видов  текущего
ремонта,  должностным лицом, назначенным приказом начальника депо,
в журнале технического состояния локомотива (форма ТУ-152)  должна
быть  сделана  запись по типу:  "Тепловоз средствами пожаротушения
укомплектован,   пожарная   сигнализация    исправна,    установка
пожаротушения исправна и заряжена полностью" и поставлена подпись.
    Примечание. Для  локомотивов   и   моторвагонного   подвижного
состава,  не  оборудованных  пожарной сигнализацией или установкой
пожаротушения, запись соответственно сокращается.

         4. ОБЯЗАННОСТИ ЛОКОМОТИВНОЙ БРИГАДЫ ПРИ ПРИЕМКЕ
     И СДАЧЕ ЛОКОМОТИВОВ И МОТОРВАГОННОГО ПОДВИЖНОГО СОСТАВА,
              В ПУТИ СЛЕДОВАНИЯ И ПРИ ТУШЕНИИ ПОЖАРА

               4.1. Обязанности при приемке и сдаче

    4.1.1. Локомотивная   бригада   обязана   просмотреть   журнал
технического  состояния  принимаемого  локомотива  (моторвагонного
подвижного состава).  При наличии в нем записей о  неисправностях,
проверить  их  устранение,  обратив  особое  внимание  на  записи,
касающиеся пожарной  безопасности.  Если  такие  неисправности  не
устранены,  машинист  не должен принимать локомотив (моторвагонный
подвижной состав) в эксплуатацию.
    4.1.2. При   приемке   локомотива  (моторвагонного  подвижного
состава),  после  технического  обслуживания  ТО-3  и  всех  видов
текущего  ремонта  следует  удостовериться  в  наличии  в  журнале
технического   состояния   (форма   ТУ-152)   записи   о    полном
укомплектовании  и  исправности  средств  пожаротушения и пожарной
сигнализации в соответствии с требованиями  пункта  3.8  настоящей
инструкции.   Если   такая  запись  отсутствует,  машинист  обязан
потребовать  ее  внесения  и   не   должен   принимать   локомотив
(моторвагонный  подвижной  состав),  пока  такая  запись  не будет
сделана.
    4.1.3. Необходимо убедиться в том,  что принимаемый  локомотив
(моторвагонный  подвижной состав) соответствуют требованиям правил
пожарной безопасности (п.2.1).
    Произвести осмотр и проверку, предусмотренные руководствами по
эксплуатации  и  обслуживанию,  утвержденными  для  данного   типа
локомотива   (моторвагонного   подвижного   состава)   и   другими
нормативно-техническими документами.  Особое внимание обратить  на
места,  агрегаты  и  узлы  конструкции,  представляющие повышенную
пожарную опасность.
    4.1.4. Основные   узлы   представляющие   повышенную  пожарную
опасность, и возможные причины пожара приведены в приложении 5 <*>
к   настоящей   инструкции.   Принимая   локомотив  (моторвагонный
подвижной состав),  бригада должна на основании  внешнего  осмотра
пожароопасных узлов убедиться в их технически-исправном состоянии.
    При обнаружении  неисправностей  они  должны  быть  устранены.
Особое  внимание  следует  обратить на чистоту пожароопасных мест,
наличие  посторонних  предметов,  течей,   скопление   масла   или
дизельного топлива, неубранных концов, тряпок, ветоши и т.п.
    4.1.5. Локомотивная бригада должна проверить  наличие  средств
пожаротушения  в  соответствии  с  нормами  п.  2.2 и исправное их
состояние.  У огнетушителей  проверяется  наличие  пломбы  и  дата
освидетельствования.   Огнетушитель,   непломбированный   или   не
прошедший очередное  освидетельствование  в  установленные  сроки,
считается неисправным и подлежит замене.
    4.1.6. На   тепловозах   и    дизель-поездах,    оборудованных
установками пенного пожаротушения проверяется:
    а) наличие в полном объеме водного раствора пенообразователя в
резервуаре;
    б) наличие рукавов и генераторов пены;
    в) положение кранов и наличие пломб на пусковых кранах.
    4.1.7. На   тепловозах   и    дизель-поездах,    оборудованных
установками порошкового пожаротушения, проверяется:
    а) наличие рукавов и пожарных стволов;
    б) положение кранов;
    в) наличие пломб на кранах,  блоках  тумблеров  и  заправочных
горловинах резервуаров.  При отсутствии любой из пломб проверяется
наличие огнетушащего порошка в резервуаре  и,  при  необходимости,
производится его перезарядка.
    4.1.8. На   тепловозах,   дизель-поездах    и    автомотрисах,
оборудованных газовой установкой пожаротушения, проверяется:
    а) давление в баллонах с огнетушащим составом,  которое должно
быть  не  менее  установленного для данной температуры окружающего
воздуха;
    б) отсутствие механических повреждений огнетушителей установки
и их головок-затворов (вмятины,  заметные изменения формы, сильная
коррозия и т.п.);
    в) наличие пломб на рукоятках ручного  привода,  на  тумблерах
включения  установки,  на  накидных гайках,  крепящих коллекторы к
штуцерам головок-затворов,  на  глухой  накидной  гайке  на  конце
распределительного трубопровода.
    4.1.9. На   локомотивах,   дизель-поездах   и    автомотрисах,
оборудованных  установкой  автоматической  пожарной  сигнализации,
проверяется ее исправность.  Схема считается исправной,  если  при
подаче  питания  загорается световая сигнализация в соответствии с
условиями,   предусмотренными   для   данного    типа    тепловоза
(дизель-поезда). Звуковой сигнал включаться не должен.
    На локомотивах,  дизель-поездах  и   автомотрисах,   где   это
предусмотрено    конструкцией,    производится    проверка   схемы
автоматической пожарной сигнализации путем  имитации  срабатывания
пожарного извещателя.  При этом звуковой сигнал должен включиться,
а световой загореться или потухнуть,  в зависимости от  того,  как
это   предусмотрено   устройством  данной  системы  автоматической
пожарной сигнализации.
    4.1.10. На   электропоездах  и  дизель-поездах,  оборудованных
системой "Сигнал"  связи  салонов  с  машинистом,  проверяется  ее
исправность.
    4.1.11. При  сдаче   локомотива   (моторвагонного   подвижного
состава)  машинист,  делая  запись о необходимом ремонте в журнале
технического состояния, обязан, кроме того, записать:
    а) случаи загорания, указав, где и когда они произошли, какими
средствами пожаротушения были ликвидированы;
    в) о приведении в действие установки пожаротушения,  при каких
обстоятельствах  она  включалась,  продолжительность  действия   и
другие  данные,  необходимые  для  оценки  ее  результативности  и
технического состояния после пользования.

                4.2. Обязанности в пути следования

    4.2.1. Во  время  следования  с  поездом,  а  также  резервом,
помощник машиниста локомотива обязан периодически в соответствии с
местными инструкциями,  которые  утверждаются  начальником  службы
локомотивного  хозяйства дороги,  осматривать дизельные (машинные)
помещения обеих секций (на локомотивах трехсекционного  исполнения
- трех секций), обращая особое внимание на состояние пожароопасных
узлов  и  о  результатах  осмотра  доложить  машинисту.  При  этом
отлучаться помощнику машиниста из кабины управления при следовании
на запрещающие сигналы запрещается.
    4.2.2. Порядок    осмотра    и   обслуживания   моторвагонного
подвижного  состава  в  пути  следования  должен   устанавливаться
начальником службы локомотивного хозяйства дороги с учетом местных
условий.
    4.2.3. Во время следования с  грузовым  поездом,  локомотивная
бригада  должна  следить за вагонами поезда с целью своевременного
обнаружения пожара и своевременного принятия мер в соответствии  с
п. 4.4. настоящей инструкции.
    4.2.4. Помимо  вышеуказанных  осмотров  локомотивная   бригада
должна  периодически  просматривать дизельные и моторные помещения
через двери в кабине машиниста и экипажную часть в  открытые  окна
кабины.
    Там, где  конструкция  высоковольтных   камер   и   шкафов   с
электроаппаратами   позволяет   (наличие   окон,   сеток  и  т.п.)
осуществлять их осмотр без открытия дверей,  следует  периодически
контролировать отсутствие искрений контактов.
    4.2.5. На тепловозах,  дизель-поездах  и  автомотрисах,  кроме
того,   дизельные  помещения  и  пожароопасные  узлы  должны  быть
осмотрены:
    а) после запуска дизеля;
    б) при   прогреве   дизелей   при   длительных   стоянках   на
промежуточных станциях не реже чем через каждые 15-30 мин;
    в) при прогреве дизелей в оборотных и основных  депо  не  реже
чем через один час.
    4.2.6. В  пути   следования   тепловозов,   дизель-поездов   и
автомотрис  локомотивная  бригада  должна следить за разряжением в
картере дизеля по дифманометру.  В  случае  уменьшения  разряжения
против  установленной  нормы  следует  выяснить  причины и принять
необходимые   меры   согласно   утвержденному    руководству    по
эксплуатации и обслуживанию.
    4.2.7. При необходимости сборки аварийной электрической  схемы
она  должна  собираться  непосредственно  машинистом  или  под его
руководством электрическими  проводами  сечения,  соответствующего
данной  цепи с применением зажимов.  Отключать аппараты защиты при
введении аварийной схемы,  если они сами не  явились  причиной  ее
сборки, не допускается.
    О всех случаях сборки аварийной электрической  схемы  машинист
обязан  сделать запись в журнале технического состояния ТУ-152,  с
указанием причины и места подключений.
    4.2.8. Плавкие вставки разборных предохранителей и неразборные
предохранители должны заменяться только типовыми, соответствующими
требованиям электрической схемы.
    4.2.9. При  срабатывании  сигналов   автоматической   пожарной
сигнализации  локомотивная  бригада  должна  немедленно  проверить
правильность сигнала о возникновении пожара  и  приступить  к  его
тушению в соответствии с правилами, изложенными в п. 4.4 настоящей
инструкции.
    4.2.10. Если   сигнал  оказался  ложным,  из-за  неправильного
срабатывания   пожарного   извещателя,   принимаются   меры    для
восстановления  системы  автоматической  пожарной  сигнализации  и
приведение ее в исходное положение.

          4.3. Обязанности при горячем отстое в депо

    4.3.1. При постановке тепловоза, дизель-поезда или автомотрисы
на  отстой  с работающим дизелем локомотивная бригада перед уходом
обязана:
    а) убедиться   в   наличии   сжатого   воздуха  в  питательной
магистрали воздухопровода давлением, равным рабочему;
    б) проверить   исправность   схемы   автоматической   пожарной
сигнализации в соответствии с пунктом 5.1, приложения 3 <*>;
    в) при   наличии   установки   порошкового   пожаротушения   с
автоматическим режимом  перевести  управление  установкой  в  этот
режим включением соответствующего тумблера на блоке, расположенном
в кабине машиниста.  Там,  где предусмотрено конструкцией,  должен
загореться индикатор "Автоматика при прогреве".
    4.3.2. После окончания  горячего  отстоя  или  при  нахождении
локомотивной бригады на тепловозе (дизель-поезде,  автомотрисе) те
установки,  где  нет  интервала  по  времени  между  срабатыванием
пожарного  извещателя  и пуском установки,  должны быть немедленно
переведены в  полуавтоматический  режим.  Если  имеется  индикатор
"Автоматика при прогреве" он должен погаснуть.
    Там, где  конструкцией  предусмотрен  интервал  времени  между
срабатыванием   извещателя   и   пуском  установки,  выбор  режима
определяется машинистом.

     4.4. Действия локомотивной бригады при пожаре в поезде

    4.4.1. Ответственность за организацию и  руководство  тушением
пожара, эвакуацию пассажиров, спасение подвижного состава и грузов
до прибытия подразделений пожарной охраны возлагается на машиниста
при возникновении пожара:
    в грузовом поезде в пути следования;
    в дизель-поездах, электропоездах и автомотрисах не зависимо от
места возникновения пожара.
    В грузовых поездах при многократной тяге ответственность несет
машинист ведущего локомотива.
    При пожаре в пассажирском поезде машинист локомотива действует
по указанию начальника поезда,  который является ответственным  за
организацию и руководство тушением пожара.
    На станциях машинист локомотива грузового поезда действует  по
указанию   начальника   станции  или  его  заместителей,  а  в  их
отсутствие - дежурного по станции.
    4.4.2. При  обнаружении  пожара  на  локомотиве  или в составе
поезда машинист обязан принять меры к остановке  поезда,  соблюдая
следующие требования и условия:
    а) категорически запрещается останавливать поезда  с  горящими
вагонами,  независимо  от  рода груза:  на железнодорожных мостах,
путепроводах, виадуках, эстакадах, в тоннелях, под мостами, вблизи
трансформаторных   подстанций,   тяговых   подстанций,   сгораемых
строений   или   других   местах,   создающих   угрозу    быстрого
распространения огня или препятствующих организации тушения пожара
и эвакуации пассажиров;
    б) в  отдельных  случаях,  когда  пожар  обнаружен  в грузовом
поезде на неблагоприятном участке пути (выемка,  высокая насыпь  и
т.п.)   или   когда   потушить   пожар  имеющимися  средствами  не
представляется   возможным,   машинист   поезда,   убедившись   по
документам  в отсутствии в горящем и рядом стоящих вагонах опасных
грузов,  1-3 классов,<**> может продолжить следование до ближайшей
станции,   сообщив  о  пожаре  и  роде  горящего  груза  поездному
диспетчеру или дежурному по станции, на которую следует поезд, для
принятия  ими  мер  к  вызову  пожарных подразделений и подготовке
средств пожаротушения;
    в) остановка поезда  на  электрифицированных  линиях  железных
дорог должна производиться с таким расчетом,  чтобы горящие вагоны
или  локомотив  не  располагались   под   жесткими   или   гибкими
поперечинами,  секционными  изоляторами,  воздушными стрелками,  а
также на сопряжениях анкерных участков;
    ________________________________
    <**> Взрывчатые  материалы,  газы сжиженные и растворенные под
давлением; легковоспламеняющиеся жидкости.

    г) при пожаре в вагоне с разрядными грузами поезд должен  быть
остановлен  в таком месте,  чтобы в случае взрыва в горящем вагоне
уберечь людей и животных от гибели или отравления,  а станционные,
складские и другие здания,  мосты,  находящийся на путях подвижной
состав - от повреждений и пожара;
    д) при  пожаре на тепловозе или моторном вагоне дизель-поезда,
оборудованных установкой пенного  или  порошкового  пожаротушения,
при  торможении  следует сохранить максимальной возможное давление
воздуха в главных воздушных резервуарах,  которое  необходимо  для
эффективной   работы   установки.   Ручку  крана  машиниста  после
торможения нужно поставить в положение перекрыши без питания.
    4.4.3. Одновременно  с  принятием  мер  по  остановке  поезда,
машинист  должен  подать  сигнал  пожарной  тревоги  и,  используя
поездную  радиосвязь  или  любой  другой  возможный  в создавшейся
ситуации вид связи,  сообщить о пожаре  поездному  диспетчеру  или
дежурному по ближайшей станции для вызова пожарных подразделений.
    4.4.4. Пожар  на  электрифицированных  линиях  железных  дорог
представляет  особую  опасность,  так  как  провода  и конструкции
контактной сети находятся под номинальным  напряжением  3  кВ  при
постоянном токе и 25 кВ при переменном.
    В случае пожара в поезде на электрифицированном участке должны
соблюдаться следующие требования:
    а) если пожар возник на крыше локомотива или вагона и в других
случаях, когда имеется опасность поражения током во время действий
по тушению пожара,  машинист обязан  сообщить  об  этом  поездному
диспетчеру  или  дежурному  по  станции  и  одновременно с вызовом
пожарного подразделения потребовать снятия напряжения с контактной
сети на участке, где остановился поезд;
    б) при  тушении  пожара  запрещается  до   снятия   напряжения
приближаться   к  проводам  и  другим  частям  контактной  сети  и
воздушных линий на расстояние менее 2 м,  а к оборванным  проводам
контактной  сети  и воздушных линий на расстояние менее 10 м до их
заземления;
    в) применение для тушения  пожаров  воды  или  пенных  средств
допускается  только  после  снятия  напряжения с контактной сети и
воздушных линий и их заземления установленным порядком.
    Контактная сеть    и    воздушные    линии    без   заземления
рассматриваются,  как  находящиеся  под  напряжением,  даже,  если
напряжение снято.
    Напряжение считается  снятым  только  в  том   случае,   когда
получено  письменное  разрешение  электромонтера района контактной
сети  на  тушение  пожара  с  указанием  в  нем   номера   приказа
энергодиспетчера,  с  каких  устройств  снято напряжение и времени
снятия напряжения.
    В тех  случаях,  когда  прибытие  электромонтера  и  получение
письменного разрешения требует времени, за которое может произойти
значительное развитие пожара с опасными последствиями, допускается
принятие разрешения по радио.  В  разрешении  должен  быть  указан
номер регистрируемого приказа энергодиспетчера,  с каких устройств
снято напряжение и время снятия  напряжения.  Получив  разрешение,
машинист  электровоза  или электропоезда должен по киловольт-метру
убедиться в отсутствии напряжения в контактной сети,  заземлить ее
установленным  порядком  и  доложить  об этом руководителю тушения
пожара.  Когда убедиться в отсутствии напряжения в контактной сети
не представляется возможным,  а также нельзя надежно ее заземлить,
письменное разрешение электромонтера обязательно.
    На электрифицированных   путях   станций   постоянного   тока,
оборудованных  стационарными  разъединителями  контактной  сети  с
заземляющим  ножом,  установка  переносных  заземляющих  штанг  не
требуется. По регистрируемому приказу энергодиспетчера работником,
имеющим  на  это  право,  производится  отключение разъединителя и
одновременное заземление контактной сети заземляющим  ножом  этого
разъединителя.  При  переменном  токе,  кроме  того,  должны  быть
установлены переносные заземляющие штанги на расстоянии между ними
не более 200 м.
    Разрешением на   тушение   пожара   в   этом  случае  является
уведомление дежурного по станции  об  отключении  разъединителя  и
заземлении  контактной сети заземляющим ножом этого разъединителя,
которое должно  быть  зарегистрировано  в  оперативном  журнале  с
указанием  номера  приказа  энергодиспетчера  и времени отключения
разъединителя.
    Об отключении контактной сети и воздушных линий  дополнительно
объявляется по громкоговорящей связи;
    г) тушение горящих частей  локомотивов,  вагонов  или  грузов,
расположенных  на  расстоянии  менее 2 м от проводов и конструкций
контактной сети и воздушных линий,  находящихся  под  напряжением,
разрешается   производить   только  углекислотными  и  порошковыми
огнетушителями;
    д) тушение горящих предметов,  расположенных на расстоянии 7 м
и более от контактной сети  и  воздушных  линий,  находящихся  под
напряжением,  а  также  очагов  пожара внутри локомотивов,  крытых
вагонов,   вагонов   моторвагонного    подвижного    состава    на
электрифицированных  участках  допускается  без снятия напряжения.
При этом необходимо следить, чтобы струя воды или пены не касалась
контактной сети и других предметов, находящихся под напряжением;
    е) по окончании тушения  пожара  машинист,  если  он  является
согласно п. 4.4.1 настоящей инструкции руководителем работ, обязан
убедиться в том,  что люди удалены от частей  контактной  сети  на
расстояние не менее 2 м, после чего отметить время окончания работ
на копии письменного  разрешения,  находящегося  у  электромонтера
района контактной сети.
    4.4.5. При возникновении пожара на электровозе машинист обязан:
    а) перевести  в  нулевое  положение  рукоятку  контроллера  на
электровозе постоянного тока или главный воздушный выключатель  на
электровозе   переменного   тока,   выключить   органы  управления
вспомогательных машин,  отключить  быстродействующий  выключатель,
опустить токоприемник и остановить поезд;
    б) подать сигнал  пожарной  тревоги  и  сообщить  о  пожаре  в
соответствии с требованиями п. 4.4.3 настоящей инструкции;
    в) принять меры  к  удержанию  поезда  на  месте  и  отключить
рубильник аккумуляторной батареи;
    г) убедиться в том, что токоприемники опущены и что контактный
провод не касается крыши или имеющегося на ней оборудования;
    д) приступить вместе с помощником к тушению пожара,  используя
имеющиеся огнетушители и сухой песок;
    е) если пожар не  может  быть  ликвидирован  своими  силами  и
имеющимися  средствами,  отцепить  электровоз  (или  одну  из  его
секций) и отвести примерно на 50 м  от  вагонов,  трансформаторных
подстанций,  тяговых  подстанций,  деревянных  строений  и  других
пожароопасных объектов.
    4.4.6. При возникновении пожара на тепловозе машинист обязан:
    а) перевести  в  нулевое   положение   рукоятку   контроллера,
остановить дизель горящей секции и остановить поезд по возможности
на неэлектрифицированном пути;
    б) подать  сигнал  пожарной  тревоги  и  сообщить  о  пожаре в
соответствии с требованиями п. 4.4.3. настоящей инструкции;
    в) так  как  распространение  огня  при  пожаре  на  тепловозе
происходит быстро,  то немедленно,  если позволяют обстоятельства,
не  дожидаясь  остановки  поезда,  направить  помощника на тушение
пожара;
    г) принять меры к удержанию поезда  на  месте,  выключить  все
приборы управления на пульте управления и рубильник аккумуляторной
батареи;
    д) при  небольшом  очаге  пожара ликвидировать его,  используя
имеющиеся огнетушители;
    е) на тепловозах,  оборудованных установкой пожаротушения, при
значительном пожаре или когда  огнетушителями  потушить  пожар  не
удается,  привести  в  действие  установку  и приступить к тушению
пожара,  согласно указаниям,  данным в приложении 2 <*>  настоящей
инструкции;
    ж) если пожар не  может  быть  ликвидирован  своими  силами  и
имеющимися средствами,  отцепить тепловоз и отвести горящую секцию
от вагонов,  деревянных строений и других сооружений. После этого,
при  опасности  распространения  огня  с горящей секции на другую,
секции расцепить на безопасное расстояние.
    4.4.7. При  возникновении  пожара  в  грузовом  поезде  в пути
следования машинист локомотива обязан:
    а) остановить  поезд,  принять меры к удержанию его на месте и
уточнить вагон, в котором обнаружен пожар;
    б) вскрыть   пакет  с  перевозочными  документами,  установить
наименование груза в горящем и  смежных  вагонах,  а  при  наличии
опасного  груза  -  его  количество,  номер  аварийной  карточки и
размеры опасной зоны;
    в) подать  сигнал  пожарной  тревоги  и  сообщить  о  пожаре в
соответствии с требованиями п. 4.4.3 настоящей инструкции;
    г) до  прибытия  пожарного  подразделения организовать тушение
пожара всеми имеющимися средствами,  руководствуясь указаниями  по
тушению  для  данного  вида  груза.  Для опасного груза необходимо
учитывать размеры опасной зоны, указанной в аварийной карточке.
    4.4.8. Тушение  пожара в грузовом поезде должно осуществляться
с соблюдением следующих требований:
    а) при  пожаре  в вагоне,  груженом хлопком-волокном и другими
подобными грузами,  локомотивная бригада  после  остановки  поезда
организует   тушение   пожара   на  месте.  Следует  ликвидировать
пламенное горение тюков имеющимися  средствами  без  их  выгрузки.
Окончательная  ликвидация пожара с выгрузкой груза производится на
путях станции;
    б) при  пожаре  в  вагонах  с  горючими  грузами  локомотивная
бригада  одновременно с вызовом пожарного подразделения производит
расцепку поезда и отвод горящих вагонов от  других  на  расстояние
200  м  и  в  такое  место,  где в радиусе примерно 200 м не будет
пожароопасных объектов;
    в) при   пожаре   цистерн  с  легковоспламеняющимися  (ЛВЖ)  и
горючими (ГЖ)  жидкостями  горящие  цистерны  следует  отвести  от
поезда  в  такое  место,  где в радиусе примерно 200 м отсутствуют
пожароопасные объекты,  в том  числе  трансформаторные  и  тяговые
подстанции.  При  опасности взрыва цистерн с ЛВЖ радиус такой зоны
должен быть не менее 250 м.  Тушение ЛВЖ и ГЖ до прибытия пожарных
подразделений  производится  пенными и порошковыми огнетушителями,
землей и  песком.  Вытекающая  жидкость  отводится  по  канавам  в
естественные   и  искусственные  выемки,  котлованы  и  кюветы,  с
одновременной засыпкой землей.  В  необходимых  случаях  создаются
заградительные земляные валы или отводные каналы;
    г) при пожаре в  вагоне  со  сжатыми  и  сжиженными  газами  в
баллонах,  локомотивная  бригада отцепляет и отводит горящий вагон
от поезда на  200  м  и  одновременно  приступает  к  его  тушению
имеющимися в ее распоряжении средствами пожаротушения.  В вагонах,
сопровождаемых   проводниками,   тушение   пожара   осуществляется
проводниками,  локомотивная бригада в тушении пожара не участвует.
Если пожар принял большие размеры,  т.е.  огонь распространился по
всему   вагону,  производить  тушение  имеющимися  у  локомотивной
бригады средствами  и  выгружать  баллоны  до  прибытия  пожарного
подразделения запрещается. В таких случаях после удаления горящего
вагона на расстоянии 200 м  локомотивная  бригада  организует  его
охрану с целью недопущения людей к вагону.  Лица,  назначенные для
охраны вагона, должны находиться за укрытием в безопасной зоне.
    При пожаре   цистерны   со  сжиженным  газом  и  возникновении
опасности  ее  взрыва,  горящую  цистерну   следует   отвести   на
безопасное  расстояние  и  организовать  ее охрану.  Тушение такой
цистерны огнетушителями запрещается;
    д) при   пожаре  в  вагоне  со  взрывчатыми  материалами  (ВМ)
локомотивная бригада обязана немедленно расцепить  поезд,  отвести
горящий   вагон   от  другого  подвижного  состава  на  безопасное
расстояние,  указанное в аварийной карточке,  но не менее 800 м  и
действовать  далее  в  соответствии с требованиями,  изложенными в
аварийной карточке на данный вид груза или инструкции, находящейся
у сопровождающих лиц, при наличии таковых.
    При наличии в поезде опасного груза,  кроме перечисленных выше
требований,  должны выполняться указания, содержащиеся в аварийной
карточке на данный опасный груз.
    4.4.9. При   возникновении  пожара  в  электропоезде  машинист
обязан;
    а) перевести   в   нулевое   положение  рукоятку  контроллера,
отключить выключатель управления (на  поездах  постоянного  тока),
или  главный  выключатель (на поездах переменного тока),  опустить
все токоприемники, остановить поезд и принять меры к его удержанию
на месте;
    б) подать сигнал  пожарной  тревоги  и  сообщить  о  пожаре  в
соответствии с требованиями п. 4.4.3 настоящей инструкции;
    в) убедиться в  том,  что  все  токоприемники  опущены  и  что
контактный  провод,  который  может  быть  пережжен,  не  касается
вагонов;
    г) при необходимости оповестить пассажиров  о  случившемся  по
поездной радиосвязи;
    д) высадить пассажиров из горящего вагона и  вагонов,  которым
угрожает опасность;
    е) запереть  кабину,  из  которой   производилось   управление
электропоездом,  и  приступить вместе с помощником и проводником к
тушению пожара, используя имеющиеся огнетушители и песок;
    ж) если  пожар  не  может  быть  ликвидирован  своими силами и
имеющимися средствами,  принять меры к расцепке  поезда  и  отводу
горящего  вагона  на расстояние,  исключающее возможность перехода
огня  на  соседние  вагоны  или  находящиеся   вблизи   здания   и
сооружения, но не менее 50 м.
    4.4.10. При  возникновении   пожара   на   дизель-поезде   или
автомотрисе машинист обязан:
    а) перевести  в  нулевое  положение  рукоятку  контроллера   и
остановить дизель.  На дизель-поездах ДРI следует остановить также
вспомогательный дизель. Выключить все приборы управления на пульте
управления, остановить дизель-поезд (автомотрису) и принять меры к
его удержанию на месте;
    б) подать  сигнал  пожарной  тревоги  и  сообщить  о  пожаре в
соответствии с требованиями п. 4.4.3. настоящей инструкции;
    в) при  необходимости  оповестить  пассажиров о случившемся по
поездной радиосвязи;
    г) высадить  пассажиров из горящего вагона и вагонов,  которым
угрожает опасность;
    б) при  пожаре в прицепном вагоне или салоне моторного вагона,
приступить вместе с помощником и  проводником  к  тушению  пожара,
используя имеющиеся огнетушители;
    е) при   небольшом   очаге   пожара   в   машинном   помещении
дизель-поезда   или   автомотрисы   ликвидировать  его,  используя
имеющиеся огнетушители;
    ж) при   значительном   пожаре  в  машинном  помещении,  когда
огнетушителями потушить пожар  не  удается,  привести  в  действие
установку  пожаротушения  и  приступить  к тушению пожара согласно
указаниям приложения 2 <*> к настоящей инструкции;
    з) если  пожар  не  может  быть  ликвидирован  своими силами и
имеющимися средствами,  принять меры к расцепке дизель-поезда  или
автомотрисы  (при  наличии  у  нее  прицепных  вагонов)  и  отводу
горящего вагона на расстояние,  исключающее  возможность  перехода
огня   на   соседние   вагоны  или  находящиеся  вблизи  здания  и
сооружения,  не менее 50 м  и  совместно  с  прибывшими  пожарными
подразделениями ликвидировать пожар.
    4.4.11. Порядок действий локомотивной  бригады  при  остановке
поезда  на  перегоне  должен  соответствовать  требованиям  Правил
технической эксплуатации железных дорог действующей Инструкции  по
движению  поездов  и  маневровой  работе  на  железных дорогах,  а
порядок ограждения - действующей  Инструкции  по  сигнализации  на
железных дорогах.
    4.4.12. После  ликвидации   пожара,   подача   напряжения   на
электровоз  или  электропоезд  и  запуск  дизелей  на  тепловозах,
дизель-поездах  и  автомотрисах,  где  имело   место   повреждение
электрических аппаратов и проводов, запрещается.
    Электровоз или  электросекция,  поврежденные  пожаром,  должны
следовать  в депо с опущенными токоприемниками и отключенной цепью
управления.

    Инструкция по обеспечению пожарной безопасности на локомотивах
и   моторвагонном   подвижном  составе  ЦТ-ЦУО/4159,  утвержденная
10.10.83,  считается утратившей силу на железнодорожном транспорте
Российской Федерации с момента введения настоящей инструкции.

    ________________________________
    <*> Приложения не приводятся.